Главная » Статьи » Методическая копилка » Уроки русского языка |
Тема: Наречие как часть речи Класс: 6
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Вид урока: - практикум
Цели:
Задачи:
За семью печатями – то, что запечатано, сохраняется в неприкосновенности, в тайне. Почему не за девятью или четырьмя? Число "7" в древности считалось особенным, волшебным; наши предки придавали ему необычайное значение: "Семь бед – один ответ", "Семь раз отмерь, один отрежь", "На седьмом небе". Так и тут они считали, что если на тайник будут наложены именно семь печатей, то в дело вмешаются божественные силы и тайна будет уж непременно сохранена. Сегодня за семью печатями скрываются особенности одной из самостоятельных частей речи русского языка. Цель нашего урока: закрепить новых сведений о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию; закрепить навыкипользоваться наречиями в устной и письменной речи.
На экране стихотворение – загадка П. Чеснокова: Иногда бывает вам желательно Действие иль признак пояснить. Это значит: нужно обязательно Вам меня на помощь пригласить.
- Скажите, пожалуйста, о какой части речи говорится в этом стихотворении-загадке? (о наречии). Как вы думаете, а чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей) Ребята, я не присутствовала на прошлом уроке, а мне хотелось бы услышать, что вы знаете о наречии. Я исполню роль Незнайки, а вы мне поможете наполнить «Корзину идей» своими знаниями об этой интересной части речи (корзина заранее начерчена на доске). У Незнайки много друзей, а кто мне поможет (2-3 ученика подходят к доске и записывают в ячейки «знания» - дают определение наречия, грамматическое значение, смысловые группы (?) синтаксическая роль в предложении.) ребята, у вас на партах лежат цветные карточки – это ваша собственная оценка за выполненное задание. Оранжевый цвет обозначает, что вы справились на «5», жёлтый – на «4», синий – «3» Найдите наречия в данном тексте и докажите, что это так. (Поясняют глаголы). - Молодцы! Я всё поняла. А какова была ваша домашняя работа? (ответы 1-2 детей)
Незнайка постоянно задаёт вопросы: «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?» А теперь попробуйте составить рекомендации для Незнайки на тему: “Как добиться успеха в учебе?”. Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий. Мы будем работать группами, а затем прочитаем некоторые рекомендации и выскажем своё отношение к рекомендациям других. (на столах перед учениками карточки с незаконченными предложениями.) 3.1.На уроке работай... Пиши всегда... Домашнее задание готовь... Объяснение учителя слушай... Свои мысли излагай... Говори... Читай... Упражнения выполняй... Замечательные рекомендации. Я ими обязательно воспользуюсь. 3.2.Ребята, давайте обратим внимание на следующий слайд, кому удобнее можно посмотреть на распечатанный текст, он у вас на партах.
Дочь рано проснулась, умылась, оделась, причесалась. На столе лежит хлеб, на блюдечке – яйцо всмятку, в кружке – слегка горячий кофе. Лена очень быстро позавтракала, потому что хотела повторить урок, и побежала в школу.
Задание: найти в предложениях наречия. А по какому алгоритму будете действовать? Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи: 1) Зависит от глагола, наречия, прилагательного, существительного. 2) Отвечает на вопросы: как, где, когда? В какой степени? Почему? 3) Не изменяется. (проснулась (когда?) рано; яйцо (какое?) всмятку; горячий (в какой степени?) слегка; позавтракала (как?) быстро; (в какой степени?) очень). Как понять п.3, что наречия не изменяются? Можно вставить стихотворение: Говорят, наречия Совсем не изменяются. Это очень даже Просто проверяется. Слово ОЧЕНЬ мы возьмем. ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ… Да, уже понятно нам: Нету слова ОЧЕНЯМ! Для примера мы тогда Взяли слово НИКОГДА. Начинаем изменять: НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ. Да и здесь один ответ: НИКОГДОВ на свете нет! Верно, что наречия Совсем не изменяются, Вовсе не спрягаются И вовсе не склоняются! Итак, возвращаемся к заданию и делаем вывод о синтаксической роли наречий в предложениях. (наречие обозначает признак действия, если относится к глаголу; признак предмета, если к существительному; признак признака, если к прилагательному; признак другого признака, если к другому наречию).
Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись.(присаживайтесь).
3.4 Ребята, в начале урока мы познакомились с выражением – фразеологизмом «За семью печатями». Я предлагаю продолжить работу с известными фразеологизмами. Я называю фразеологизм, а вы заменяете его наречием. Кто знает, поднимает руку. За правильный ответ – портрет «знайка»: На краю света – далеко душа в душу – дружно до корней волос – сильно рукой подать – близко спустя рукава – плохо, лениво за тридевять земель – далеко во всю ивановскую – громко в мгновенье ока – быстро, мигом куры не клюют – много с грехом пополам – кое-как, еле-еле одна нога здесь, другая там - быстро кот наплакал – мало (Можно составить предложение)
Определите, где наречия, а где формы других частей речи: Беречь тепло – тепло одеться
3.6 А.С. Пушкин называл наречия словами, “живописующими глагол”. Почему? Задание: «Сказки А.С.Пушкина» (180 лет со дня первого издания сказок А.С.Пушкина) Вставьте пропущенное наречие: 1. Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с неё корыто, наше-то …. раскололось. (Совсем) 2. И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула … (тихонько) 3. Ещё пуще старуха вздурилась;…. к рыбке старика посылает. (опять) 4. …. у моря ждал ответа, не дождался, к старухе воротился.(долго) 5. Королевич Елисей, помолясь … богу, отправляется в дорогу.(усердно) Справились замечательно!!! Умницы! Молодцы!
Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня (на доске висит круг, дети подходят к доске и ставят знак + на тот фразеологизм, который подходит для них) Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
Благодарю за урок! Успехов в изучении темы «Наречие»!!! Надеюсь, что все стали Знайками. При выходе ребята получают «знайки».
Источники:
| |
Просмотров: 3019
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |