Воскресенье, 19.05.2024, 00:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка » Уроки русского языка

Наречие как часть речи

Тема: Наречие как часть речи

Класс: 6

 

Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:   - практикум

                   

Цели:

  • Обучающие: закрепление новых сведений о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию; закрепление навыка пользоваться наречиями в устной и письменной речи (умение заменять фразеологизмы наречиями).
  •  Развивающие: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетентности обучающихся.
  • Воспитательные: воспитание личности, бережно относящейся к русскому языку как неотъемлемой части национальной культуры.

 

Задачи:

  1. Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала.
  2. Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия  и действия одноклассников при выполнении задания, упражнений первичного закрепления.
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение при раскрытии синтаксических и морфологических особенностей наречий.
  4. Научить  правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
  5. Научить находить наречия в тексте.
  6. Научить использовать в своей речи наречия, фразеологизмы.

 

  1. Оргмомент (2 мин.). Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Сегодня необычный урок. Это урок открытий. Называется он “За семью печатями”. С таким выражением вы не раз встречались. А что же оно обозначает?

За семью печатями – то, что запечатано, сохраняется в неприкосновенности, в тайне. Почему не за девятью или четырьмя? Число "7" в древности считалось особенным, волшебным; наши предки придавали ему необычайное значение: "Семь бед – один ответ", "Семь раз отмерь, один отрежь", "На седьмом небе". Так и тут они считали, что если на тайник будут наложены именно семь печатей, то в дело вмешаются божественные силы и тайна будет уж непременно сохранена.

Сегодня за семью печатями скрываются особенности одной из самостоятельных частей речи русского языка.

Цель нашего урока: закрепить новых сведений о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию; закрепить навыкипользоваться наречиями в устной и письменной речи.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (3 мин).

На экране стихотворение – загадка П. Чеснокова:

 Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам меня на помощь пригласить.

 

- Скажите, пожалуйста, о какой части речи говорится в этом стихотворении-загадке? (о наречии). Как вы думаете, а чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей)

Ребята, я не присутствовала на прошлом уроке, а мне хотелось бы услышать, что вы знаете о наречии. Я исполню роль Незнайки, а вы мне поможете  наполнить «Корзину идей» своими знаниями об этой интересной части речи (корзина заранее начерчена на доске).  У Незнайки много друзей, а кто мне поможет (2-3 ученика подходят к доске и записывают в ячейки «знания» - дают определение наречия, грамматическое значение, смысловые группы (?) синтаксическая роль в предложении.) ребята, у вас на партах лежат цветные карточки – это ваша собственная оценка за выполненное задание. Оранжевый цвет обозначает, что вы справились на «5», жёлтый – на «4», синий – «3»

Найдите наречия в данном тексте и докажите, что это так. (Поясняют глаголы).

- Молодцы! Я всё поняла. А какова была ваша домашняя работа? (ответы 1-2 детей)

  1. Закрепление знаний (20 мин).

Незнайка  постоянно задаёт вопросы: «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?»

А теперь попробуйте составить рекомендации для Незнайки на тему: “Как добиться успеха в учебе?”. Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий. Мы будем работать группами, а затем прочитаем некоторые рекомендации и выскажем своё отношение к рекомендациям других.

(на столах перед учениками карточки с незаконченными предложениями.)

3.1.На уроке работай...

Пиши всегда...

Домашнее задание готовь...

Объяснение учителя слушай...

Свои мысли излагай...

Говори...

Читай...

Упражнения выполняй...

Замечательные рекомендации. Я ими обязательно воспользуюсь.

3.2.Ребята, давайте обратим внимание на следующий слайд, кому удобнее можно посмотреть на распечатанный текст, он у вас на партах.

 

Дочь рано проснулась, умылась, оделась, причесалась. На столе лежит хлеб, на блюдечке – яйцо всмятку, в кружке – слегка горячий кофе. Лена очень быстро позавтракала, потому что хотела повторить урок, и побежала в школу.

 

Задание: найти в предложениях наречия. А по какому алгоритму будете действовать?

Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи:

1) Зависит от глагола, наречия, прилагательного, существительного.

2) Отвечает на вопросы: как, где, когда? В какой степени? Почему?

3) Не изменяется.

(проснулась (когда?) рано; яйцо (какое?) всмятку; горячий (в какой степени?) слегка; позавтракала (как?) быстро; (в какой степени?) очень).

Как понять п.3, что наречия не изменяются?

Можно вставить стихотворение:

Говорят, наречия

Совсем не изменяются.

Это очень даже

Просто проверяется.

Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.

ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ…

Да, уже понятно нам:

Нету слова ОЧЕНЯМ!

Для примера мы тогда

Взяли слово НИКОГДА.

Начинаем изменять:

НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.

Да и здесь один ответ:

НИКОГДОВ на свете нет!

Верно, что наречия

Совсем не изменяются,

Вовсе не спрягаются

И вовсе не склоняются!

Итак, возвращаемся к заданию и делаем вывод о синтаксической роли наречий в предложениях. (наречие обозначает признак действия, если относится к глаголу; признак предмета, если к существительному; признак признака, если к прилагательному; признак другого признака, если к другому наречию).

  1. Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.(присаживайтесь).

 

3.4 Ребята, в начале урока мы познакомились с выражением – фразеологизмом «За семью печатями». Я предлагаю продолжить работу с известными фразеологизмами. Я называю фразеологизм, а вы заменяете его наречием. Кто знает, поднимает руку. За правильный ответ – портрет «знайка»:

На краю света – далеко

душа в душу – дружно

до корней волос – сильно

рукой подать – близко

спустя рукава – плохо, лениво

за тридевять земель – далеко

во всю ивановскую – громко

в мгновенье ока – быстро, мигом

куры не клюют – много

с грехом пополам – кое-как, еле-еле

одна нога здесь, другая там - быстро

кот наплакал – мало

(Можно составить предложение)

  1. В силу своего происхождения среди наречий много таких, которые звучат так же, как и формы других частей речи. Следовательно, надо не только знать теоретические сведения, но и уметь их применять на практике.

Определите, где наречия, а где формы других частей речи:

Беречь тепло – тепло одеться
Крыша дома – каникулы я провел дома
Причинить зло – смеяться зло – лицо зло

 

 

3.6 А.С. Пушкин называл наречия словами, “живописующими глагол”. Почему?

Задание: «Сказки А.С.Пушкина» (180 лет со дня первого издания сказок А.С.Пушкина)

Вставьте пропущенное наречие:

1.         Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с неё корыто, наше-то …. раскололось. (Совсем)

2.         И послушалась волна: тут же на  берег она бочку вынесла легонько и отхлынула … (тихонько)

3.         Ещё пуще старуха вздурилась;…. к рыбке старика посылает. (опять)

4.         …. у моря ждал ответа, не дождался, к старухе воротился.(долго)

5.         Королевич Елисей, помолясь … богу, отправляется в дорогу.(усердно)

Справились замечательно!!! Умницы! Молодцы!

  1. Настал момент подвести итоги ( 2мин).

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

  1. Домашнее задание: § 116,  упр. 543

 

 

  1. Рефлексия (1 мин):

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу  работу сегодня (на доске висит круг, дети подходят к доске и ставят знак + на тот фразеологизм, который подходит для них)

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

 

Благодарю за урок! Успехов в изучении темы «Наречие»!!! Надеюсь, что все стали Знайками.

При выходе ребята получают «знайки».

 

Источники:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учрежедений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  3. Русский язык. 6-8 классы. Составитель Цой Н.С. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004.
  4. Русский язык. Литература. 5-11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения/ сост. Л.Ф.Стрелкова» - Волгоград: Учитель, 2012
  5. http://www.koipkro.kostroma.ru Приёмы рефлексии на уроках деятельностной направленности. Нерехта, 2011.
  6. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/metodicheskie-rekomendacii-0

 

Категория: Уроки русского языка | Добавил: счастье (30.06.2014)
Просмотров: 3019 | Теги: наречие как часть речи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: